Деятельность Департамента финансов города Севастополя: итоги 2017

2017 год сопровождался принципиально новыми для бюджетного процесса Севастополя мероприятиями. С 01 января 2018 года завершилось действие особенностей составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города Севастополя, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В связи с этим Департаментом финансов в 2017 году была организована работа по формированию, согласованию с федеральными органами власти и принятию бюджета города Севастополя сроком на три года – на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Впервые в истории города был принят трехлетний бюджет, ранее бюджет города планировался сроком на 1 год.

Бюджет Севастополя 2018–2020 остался, как и в предыдущие годы, социально – направленным. В 2018 году, например, на финансирование социального сектора – образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную защиту населения утверждено 49,3 % расходов бюджета города.

Одновременно с подготовкой проекта бюджета города Севастополя на 2018–2020 годы впервые был разработан Бюджетный прогноз на долгосрочный период. Основной целью разработки документа является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в городе Севастополе, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в городе Севастополе и достижение стратегических целей социально-экономического развития города Севастополя.

Наряду с эффективным планированием бюджета города к одной из основных функций департамента относится его качественное исполнение.

Исполнение бюджета города за 2017 год, характеризуется положительными тенденциями.

Налоговые и неналоговые доходы города в 2017 году превысили соответствующие доходы за 2016 год почти на 20 %, или на 2,1 млрд рублей.

Доля собственных налоговых и неналоговых доходов составила 40,1% от общего объема доходов бюджета.

В результате совместной работы Департамента финансов с Управлением Федеральной налоговой службы по  г. Севастополю и другими главными администраторами доходов в бюджет города дополнительно к первоначально утвержденному бюджету поступило 186,4 млн рублей.

Департаментом финансов в течение года осуществлялось взаимодействие с Управлением федерального казначейства по г. Севастополю по обеспечению кассового исполнения бюджета. Организована работа по планированию и исполнению бюджета города Севастополя с 52 главными администраторами доходов бюджета, в том числе с 18 администраторами доходов бюджета федерального уровня, которые обеспечили 87,6% собственных поступлений бюджета (УФНС, УМВД, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др).

Расходная часть бюджета города за 2017 год исполнена в сумме 33,5 млрд рублей, или на 87,8 % к плановому объему расходов. Для сравнения: в 2016 году бюджет города был исполнен на 84,9 % в сумме 25,3 млрд рублей.

45,0 % всех расходов бюджета города, или 15 млрд рублей, направлено на финансирование учреждений и мероприятий социально – культурной сферы.

По сравнению с 2016 годом, в 2017 году на социально-культурный блок было направлено на 1,3 млрд рублей (или на 10,0%) больше.

В первоочередном порядке обеспечивалось финансирование социально-значимых расходов (социальные выплаты, заработная плата с начислениями), на которые в течение 2017 года направлено 11,5 млрд рулей, что составило 34,4 % от общего объема проведенных расходов.

Важное значение уделялось финансированию таких направлений, как жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, транспорт, уровень развития которых непосредственно влияет на качество жизни жителей города и развитие реального сектора экономики. Всего на указанные цели было направлено 15,2 млрд рублей, или 45,3 % расходов бюджета.

Бюджет города — при плановом дефиците 3,2 млрд рублей — исполнен с дефицитом в сумме 2,6 млрд рублей, который профинансирован за счет остатка средств на счете бюджета на начало года.  Долговых обязательств у города в отчетном периоде нет.

В 2017 году, с целью обеспечения сбалансированности бюджета города Севастополя, Департаментом финансов были разработаны следующие законы в сфере налогообложения:

  1. Закон города Севастополя от 30.11.2017 №378-ЗС «О внесении изменений в статью 3 Закона города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 75-ЗС «О транспортном налоге».  Дополнительные доходы бюджета города Севастополя от введения в действие закона могут составить около 11,1 млн. рублей в год.
  1. Закон города Севастополя от 25.10.2017 №370-ЗС «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории города Севастополя». Закон вводит «налоговые каникулы» — налоговую ставку 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории города Севастополя. Налогообложением по «нулевой» налоговой ставке с 1 января 2018 года могут воспользоваться впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Департамент финансов, в рамках Государственной программы «Развитие государственного управления города Севастополя на 2017-2020 годы»  является ответственным исполнителем одной из подпрограмм – «Модернизация и повышение эффективности управления государственными финансами города Севастополя», основной целью которой определено повышение качества управления государственными финансами города Севастополя.

Объем  бюджетных  ассигнований на  реализацию  данной подпрограммы,  запланированный  в   2017 году (37,4 млн рублей) освоен в сумме 37,0 млн рублей, или на 98,9 %. В рамках данной подпрограммы за отчетный период реализованы основные мероприятия:

— обеспечено качественное функционирование и обслуживание единой информационной системы управления бюджетным процессом;

— произведена модернизация программных продуктов «1С» и «Парус»;

— обеспечено повышение уровня подготовки более 300 специалистов бухгалтерских служб.

Одним из инструментов реализации программы является Порядок и Методика оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города Севастополя, разработанный Департаментом финансов и утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. № 894-ПП.

В 2017 году, впервые, с целью повышения финансовой ответственности, была проведена оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города и качества управления финансами во внутригородских муниципальных образованиях Севастополя.

Еще одним из направлений деятельности департамента является повышение прозрачности и открытости бюджета города для населения. Эта задача реализуется путем размещения значительного объема данных о доходах, расходах бюджета Севастополя и других сведений в доступной и понятной для граждан форме на портале «Открытый бюджет города Севастополя».

В 2017 году по результатам оценки уровня открытости бюджетных данных, проведенной Минфином России среди 85 субъектов Российской Федерации,  Севастополь вошел в категорию субъектов «Высокий уровень открытости бюджетных данных» и в рейтинге участников поднялся на 40 позиций – с 85 места в 2015 году на 45 в 2017 году.

В текущем году перед Департаментом финансов стоят следующие основные задачи:

— наращивание собственной доходной базы бюджета города Севастополя;

повышение эффективности бюджетных расходов;

обеспечение мероприятий по разработке и принятию бюджета города Севастополя на 2019 – 2021 годы.